С принятием Стратегии действий на 2017-2021 годы, Узбекистан вступил в новый этап динамичных реформ. В экономической сфере взят курс на либерализацию хозяйственных отношений на основе рыночных, в том числе во внешней торговле, валютной и денежно-кредитной политике. Особое внимание уделено развитию частного сектора и предпринимательства, улучшению инвестиционного климата.

В настоящее время в Республике Узбекистан последовательно реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике страны, осуществляется переход к рыночным механизмам и индикаторам государственного воздействия на экономику.

В данном контексте, важное значение приобретает качество и эффективность конкурентной политики, призванной обеспечить равные возможности (level playing field) для всех игроков рынков, а также низкие цены, высокое качество и ассортимент товаров и услуг для потребителей. Это особенно актуально для национальной экономики, где методы действующего антимонопольного регулирования сводятся к ценовому регулированию, что не соответствует международной практике и не способствуют притоку инвестиций, инноваций и частного капитала в монополизированные сектора.

Важно, чтобы процесс либерализации экономики и дальнейшего разгосударствления не приводил к появлению монополий при изменении регуляторных инструментов. Иначе, это дискредитирует проводимые реформы и не приведет к ожидаемому улучшению конкурентной среды, конкурентоспобности отраслей, а также к улучшению качества товаров и услуг для потребителей.

Для реализации этих целей, Указом Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года №УП-5630 «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала», создан Антимонопольный комитет Республики Узбекистан.

Основными задачами вновь созданного комитета является повышение эффективности функционирования конкурентной политики и системы антимонопольного регулирования, защиты прав и законных интересов потребителей на основе внедрения новых прогрессивных методов и инструментов антимонопольного регулирования, в том числе с цифровизацией процессов, глубокого анализа структуры рынков и первопричин структурных деформаций в экономике, препятствующих формированию здоровой конкурентной среды.

В целях реализации данных задач, необходимо создание эффективной системы «обратной связи» с участниками товарных и финансовых рынков, потребителями и экспертным сообществом.

В этих целях, Антимонопольным комитетом создана дискуссионная платформа «Конкуренция 4.0».