С принятием Стратегии действий на 2017-2021 годы, Узбекистан вступил в новый этап динамичных реформ. В экономической сфере взят курс на либерализацию хозяйственных отношений на основе рыночных отношений, в том числе во внешней торговле, валютной и денежно-кредитной политике. Особое внимание уделено развитию частного сектора и предпринимательства, улучшению инвестиционного климата.

В настоящее время в Республике Узбекистан последовательно реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике страны, осуществляется переход к рыночным механизмам и индикаторам государственного воздействия на экономику.

В данном контексте, важное значение приобретает качество и эффективность конкурентной политики, призванной обеспечить равные возможности (level playing field) для всех игроков рынков, а также низкие цены, высокое качество и ассортимент товаров и услуг для потребителей. Это особенно актуально для национальной экономики, где методы действующего антимонопольного регулирования сводятся к ценовому регулированию, что не соответствует международной практике и не способствует притоку инвестиций, инноваций и частного капитала в монополизированные сектора.

Важно, чтобы процесс либерализации экономики и дальнейшего разгосударствления не приводил к появлению монополий при изменении регуляторных инструментов. Иначе, это дискредитирует проводимые реформы и не приведет к ожидаемому улучшению конкурентной среды, конкурентоспобности отраслей, а также к улучшению качества товаров и услуг для потребителей.

Для реализации этих целей, Указом Президента Республики Узбекистан
от 14 января 2019 года №УП-5630 «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала», создан Антимонопольный комитет Республики Узбекистан.

Основными задачами вновь созданного комитета является повышение эффективности функционирования конкурентной политики и системы антимонопольного регулирования, защиты прав и законных интересов потребителей на основе внедрения новых прогрессивных методов и инструментов антимонопольного регулирования, в том числе с цифровизацией процессов, глубокого анализа структуры рынков и первопричин структурных деформаций в экономике, препятствующих формирования здоровой конкурентной среды.

В целях реализации данных задач, необходимо создание эффективной системы «обратной связи» с участниками товарных и финансовых рынков, потребителями и экспертным сообществом.

В этих целях, Антимонопольным комитетом создается дискуссионная платформа «Конкуренция 4.0.».

Почему «Конкуренция 4.0.»?

Так как весь мир сейчас переживает Четвертую индустриальную революцию,  глобальные процессы в мировой экономике и вызовы, которые возникают на пути повышения конкурентоспособности национальной экономики, требуют решительной трансформации и качественного технологичного рывка, которое невозможно без создания здоровой конкурентной среды.

Сегодня в глобальном масштабе цифровая экономика растет с темпами до 25% в год, как ни один из секторов экономики, более 85 % всех цифровых данных были созданы всего за два последних года, около 40 млрд. устройств подключены к интернету и осуществляют обмен данными.

Усилия государств по цифровизации приводят к созданию нового общества, где основное внимание уделено на развитие человеческий капитала, инновационные знания и навыки будущего, существенно трансформируются как модели государственного управления, так и бизнес-модели, кардинальным образом меняются способы производства и получения добавленной стоимости, появляются новые требования к образованию и трудовым навыкам людей, появляются абсолютно новые явления, как «экономика совместного потребления», «Интернет вещей», «Большие данные» и «прорывные технологии» (disruptive technologies), которые меняют всю традиционную экономическую парадигму и роль государства, в том числе конкурентной политики как макрорегулятора, и становятся условиями «новой нормальности» (newnormal).

При этом, темпы изменений нарастают, все это происходит за считанные годы и даже месяцы, а не десятилетия, как раньше.

Для соответствия скорости глобальных изменений и оперативного реагирования на возникающие в ходе этого системные проблемы необходимо переформатировать текущую и сформировать абсолютно новую конкурентную политику и антимонопольное регулирование исходя из происходящих изменений и требований нарождающейся цифровой экономики.

Платформа «Конкуренция 4.0.»— это место встречи участников товарных и финансовых рынков, представителей различных государственных органов и регуляторов, исследователей и экспертов, представителей международных организаций в целях определения системных и структурных проблем, ограничивающих конкурентную среду, экономический рост и инновации и поиска действенных решений, генерации новых идей, обмена опытом и получения консультаций от профессионалов.

Основные цели:

  1. Повышение осведомленности широкого круга общественности, субъектов бизнеса, общественных организаций, научного и экспертного сообщества и государственных органов о важности и результатах конкурентной политики.
  2. Разработка идей, видения и предложений для формирования стратегических решений, альтернативных традиционному государственному регулированию подходов, в том числе основанных на поведенческой науке, по развитию конкуренции, снижению регуляторной нагрузки и бюрократизма в процессе функционирования товарных, финансовых и цифровых рынков и обеспечения их эффективности.
  3. Содействие общественности деятельности Антимонопольного комитета для:

формирования проконкурентной культуры и поведения участников рынков;

обсуждения воздействия нормативно-правовых актов и решений государственных органов на конкуренцию;

оперативного выявления любых форм антиконкурентных действий;

принятия упреждающих антимонопольных мер.

Специфика работы платформы:

проведение открытых обсуждений по вопросам конкурентной политики и антимонопольного регулирования;

вовлечение международных организаций в обсуждение вопросов реализации структурных реформ в экономике;

выработка планов мероприятий и «дорожных карт» по развитию конкуренции на товарных, финансовых и цифровых рынках;

содействие созданию негосударственных организаций содействия конкуренции.

Резиденты платформы «Конкуренция 4.0.» — это представители частного бизнеса, научных кругов, экспертного сообщества, исследовательских институтов, общественных и международных организаций, профессиональных объединений участников рынков и государственных органов.