✅ Установление хозяйствующим субъектом, монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
злоупотребление доминирующим положением;
согласованные действия и соглашения между хозяйствующими субъектами;
недобросовестная конкуренция.
С более детальной информацией, связанной с антиконкурентными действиями хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных или финансовых рынках, можно ознакомиться

👉 https://lex.uz/docs/1931450

✅ Доминирующим (монопольным) положением является положение хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке, дающее ему (им) возможность осуществлять свою деятельность независимо от конкурирующих хозяйствующих субъектов и оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на соответствующий рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности🚫

✅ Доминирующим (монопольным) положением на товарном или финансовом рынке признается положение хозяйствующего субъекта или группы лиц, доля которого (которой) составляет:
1) пятьдесят процентов и более;
2) в диапазоне от тридцати пяти до пятидесяти процентов при установлении следующих условий:
стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке в течение не менее одного года;
относительного размера долей на товарном рынке, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам (конкурентам);
возможности вхождения на этот рынок новых хозяйствующих субъектов (конкурентов)🚫

📑 Письменным заявлением, посредством электронной почты, либо через веб-сайт Комитета

🚫 Прилагать к заявлению сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание фактов (признаков) нарушения законодательства

™️ Сведения о принадлежности заявителю товарного знака (документы по регистрации)

ИНН заявителя;

сведения о видах деятельности, наименованиях видов товара и их объемах, произведенных и реализованных заявителем в течение 2-х лет, предшествующих дню подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 2 года;

финансовую и статистическую отчетность за 2 предыдущих календарных года;

сведения о составе группы лиц с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу лиц, и иную информацию, относящуюся к рассматриваемым сделкам;

документ, подтверждающий уплату сбора.

В соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 12 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции», органам государственного управления и органам государственной власти на местах запрещается необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, преференции и привилегии, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на товарном или финансовом рынке.

Согласно законодательства о конкуренции уполномоченным органом в области конкуренции на товарных и финансовых рынках является Антимонопольный комитет Республики Узбекистан. В связи с этим, хозяйствующие субъекты при возникновении такого рода вопроса могут обращаться в Антимонопольный комитет и его территориальные управления для дальнейшего изучения данного вопроса.

Согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2020 года ПФ-6019 «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике» С 1 января 2021 года система «антимонопольного комплаенса» будет апробирована в органах государственного управления, местных исполнительных органах и государственных предприятиях, перечисленных в Приложении 5 к Указу. С 1 января 2022 года он будет внедрен и на предприятиях естественных монополий, хоз. субъектах, занимающих доминирующее положение на товарных или финансовых рынках, а также корпоративных закупках со среднегодовой выручкой от реализации товаров за последние три года более 30 млрд сумов.

Если монополист не отгружает товар потребителю в установленный срок, это считается нарушением статьи 10 Закона “О конкуренции” —  злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, выраженное ущемлением прав и интересов потребителей или других хозяйствующих субъектов.

В случае обращения со стороны покупателя в Антимонопольный комитет, монополист получит предписание о немедленном исполнении договора в части отгрузки товара и ему грозит штраф в соответствии со статьей 178 Кодекса об административной ответственности.

Сделки по приобретению акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта:

Предварительное согласие антимонопольного органа на сделки по приобретению лицом или группой лиц акций (долей) в уставном фонде (уставном капитале) хозяйствующего субъекта необходимо в случаях, если:

такое лицо или группа лиц получает право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами указанных акций (долей);

суммарная балансовая стоимость активов или суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год участвующих в сделке лиц превышает стотысячекратный размер базовой расчетной величины либо одним из участников сделки является хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном или финансовом рынке. (статья 17 Закона «О конкуренции»)

Сделки по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов:

Предварительное согласие антимонопольного органа на сделки по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов необходимо в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в соответствующей сделке, или их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает стотысячекратный размер базовой расчетной величины либо один из них является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном или финансовом рынке. (статья 16 Закона «О конкуренции»)

Не имеет права. Условия поставки товара и оказания услуг со стороны монополистов должны быть одинаковыми для потребителей. Вышеуказанное действие признается злоупотреблением доминирующим положением.

В соответствии со статьей 10 Закона «О конкуренции» злоупотреблением доминирующим положением на товарном или финансовом рынке признаются запрещенные действия хозяйствующего субъекта, которые имеют своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление прав и интересов потребителей, других хозяйствующих субъектов. В данной статье также перечислены действия, признающиеся злоупотреблением доминирующим положением, предусматривающие включение в договор дискриминационных условий.

Исключением является применение монополистом разных цен, сложившихся на биржевых торгах на момент совершения сделки, а также наличие законодательного акта по применению отдельным категориям потребителей других цен (например, для госзаказа).

При наличии вышеуказанных фактов, просим обращаться в Антимонопольный комитет, который поможет обеспечить равные условия.